Основная информация
Цетинский монастырь расположен в самом центре древней столицы Черногории г. Цетине, у подножья горы Орлиный Крест. Монастырь является резиденцией черногорских митрополитов вот уже более 500 лет. Цетинский монастырь - это сердце и душа православной Черногории, он всегда являлся символом свободы и сильного духа черногорского народа.
Основателем монастыря является Иван Черноевич - Иван-бег - правил Черногорией (Зетой) в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, Иван вынужден был покинуть Черногорию и стал скрываться в Италии. В Италии Иван-бег посещает Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе и дает обещание: если он вернется на родину, построит церковь, посвященную Богородице. В 1481 г. Мехмет II умирает, а Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Он оставляет свою резиденцию в Жабляке на Скадарском озере, и сдерживает данное себе слово: в 1484 г. у подножья горы Ловчен строит дворец и "задужбину" - Цетиньский монастырь. Из монастыря Враньина сюда переносится резиденция Зетской епархии, основанной Св. Саввой I в 1219 г.
Иван Черноевич умер в 1490 г. Его похоронили в церкви монастыря, у южной стены. Останки Ивана Черноевича были найдены при археологических раскопках 1980-х гг.
Иван оставил после себя сына Георгия, который правил Зетой с 1490 по 1496 гг. Георгий известен тем, что в 1494 г. основал первую на славянском юге типографию на Ободе, и вскоре перенес ее в Цетинский монастырь. Первым печатником стал схииеромонах Макарий. Цетиньский монастырь знаменит также тем, что в его стенах были напечатаны такие шедевры, как: Октоих первогласник (1494), Октоих пятогласник с иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие.
Наступление турок было все яростнее, и под их давлением Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию. В это время (1496-1499) Черногорией правил, в качестве турецкого подданного, его младший брат Стефан. Позже Черногория полностью попадает под власть Турции, и черногорские священники становятся не только духовными наставниками, но и светскими, помогая людям в борьбе с захватчиком.
28 сентября 1692 г. в период Морейской войны (1684-1699) Цетинский монастырь был полностью разрушен. Мореская война - это борьба Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, а также на их стороне воевали сербы и черногорцы, против Турции. С 1688 г. в Цетинском монастыре располагался венецианский гарнизон. Когда в монастырь вступили захватчики, венецианцы заминировали, взорвали его, а сами отступили. Погибло около 300 турок, а их предводитель - скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Паша, дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, в ярости приказал снести уцелевшие после страшного взрыва церковь и монашеские келии. Духовная резиденция была перенесена в находящийся неподалеку монастырь Добрская Челия (Келия).
Избрание митрополитом и господарем 27-летнего монаха Даниила (Петровича) из села Негуши стало одним из величайших событий в истории Черногории. Начался переломный этап. Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей. Эта династия владела Черногорией до 1916 г. (официально до 1918 г.). Митрополичий, а позже княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1701-1704 гг. митрополит Даниил вернул Цетинский монастырь к жизни и построил его на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. Сохранившиеся части старого монастыря во многом использовались для строительства нового. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.
В ночь с 24 на 25 декабря накануне Рождества Христова в 1702 г., православные черногорцы по приказу митрополита Даниила напали на "потурченцев", т. е. черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме тех, которые вновь приняли православие, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша "Горный венец".
Владыка Даниила знаменит также тем, что первый изменил ход внешней политики Черногории: отошел от католической Венеции и стал ориентироваться на православную Россию. В 1711 г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. В 1712 г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по старому стилю) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. В этой битве был ранен сам владыка Даниил. Но другая часть турецкого войска пробилась в Цетине и разрушила монастырь. В 1714 г. новый визирь Нуман-паша Чуприлич со ста двадцати тысячным турецким войском прошел всю Черногорию, сжигая все на своем пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию. В 1715 г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление страны, в том числе и на строительство новых монастырей и церквей. Цетинский монастырь был полностью восстановлен в 1724 г.
После смерти митрополита Даниила Цетинскую кафедру в 1735 возглавил его племянник митрополит Савва (Петрович-Негош), правил он до 1781 г.г., ему также помогал другой племянник владыки Даниила - Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750-1766). В 1781-1784 гг. церковным властителем Черногории был племянник митрополита Саввы - Арсений (Пламенац).
В 1784-1830 гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) - св. Пётр Цетинский. В 1785 г. он был с визитом в России. Во время его отсутствия скадарский паша Махмуд Бушатли напал на Цетине и монастырь вновь был разрушен. Во время следующего нападения на Черногорию паша был убит и его череп, в качестве напоминания, хранится в Цетинском монастыре. Св. Петр построил себе в этой прекрасной обители новую келью, которая сохраняется до сих пор. Спустя 4 года после его смерти 18 октября 1834 г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетине прибыли православные христиане со всех сербских земель.
Его преемником стал знаменитый впоследствии черногорский поэт и митрополит Петра II Петрович-Негош (1830-1851). Во время его правления монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Петр II был всесторонне развитым правителем. И для его разнообразной деятельности монастырских владений не хватало. В его времена в монастыре работали школа (основанная в 1834 г.), типография (привезённая Петром II в 1833 г. из России, здесь останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838 г. Петр II распорядился построить рядом с монастырем новую резиденцию.
В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896 г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними - небольшая звонница.
В 1916-1918 гг. в период Первой мировой войны Цетине находится в зоне оккупации австрийских войск. После окончания войны, 26 ноября 1918 г. Черногория объединяется с Сербией, и 1 декабря 1918 г. Сербия и Черногория образуют со Словенией и Хорватией единое югославское королевство. Цетине перестает называться столицей.
Множество перемен произошло во времена правления митрополита Гавриила (Дожича) (1920-1938). В 1925-1927 гг. он воздвигает новую митрополичью резиденцию, а башня-колокольня получает свой нынешний облик. А позднее митрополит Гавриил становится сербским патриархом (1938-1950). В 1940-1945 гг. кафедрой правит митрополит Иоанникий (Липовац), позднее причисленный к священномученикам. Пережив итальянскую оккупацию в 1944 г. вместе с 70 священниками бежит из Цетине от отрядов Тито.
В 1947 г. черногорским митрополитом становится Арсений (Брадаревич). В 1954 г. митрополита Арсения и еще 7 священников Цетинский суд приговаривает к 11 с половиной годам лишения свободы по обвинению в "организации заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность". А причиной тому послужили высказывания митрополита в 1945 г. о том, что католическая церковь во время Второй мировой войны причинила много вреда православному населению Хорватии. Даже после освобождения, коммунистическая власть не разрешила Арсению возвратиться в Цетине.
А в 1961 г. избрали нового черногорского митрополита Даниила (Дайковича). В период его правления в 1984 г. было построено новое здание митрополичьей резиденции, а старое используется для размещения музейной экспозиции цетинской ризницы.
С 1990 г. черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович).
А теперь немного о внутреннем устройстве монастыря.
Главная монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. Здесь располагаются главные святыни монастыря: мощи Св. Петра Цетинского, нетленная правая кисть Св. Иоанна Предтечи (раньше она принадлежала дому Романовых, во время гражданской войны была вывезена вдовствующей императрицей Марией Федоровной (матерью Николая II) в Копенгаген. Она же и пожелала, чтобы святыня хранилась на православной земле, и передала ее Черногорской Митрополии), а также часть Животворящего Креста Господня.
Иконостас в церкви вырезан из дерева. По одним источникам, иконы были написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу, а по другим - братьями Джиновски из Македонии. Церковь примечательно тем, что на месте престольного образа находится икона Св. Петра Цетинского. По этой причине по ошибке часто пишут, что церковь посвящена ему. В церкви погребены: черногорский князь Даниил I Петрович-Негош и его брат, воевода Мирко, за свои выдающиеся победы над турками прозванный "мечем Черногории".
В Цетинском монастыре хорошо сохранилась келья Св. Петра Цетинского, в которой хранится частица мощей Св. Феодора Стратилата.
В музее монастыря Вы можете увидеть корону Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 вв., например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350 г.).
Между монастырем и дворцом-музеем черногорского короля Николая, расположилась придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к Цетинскому монастырю и являющаяся храмом Цетинской семинарии. В церкви лежат останки последнего черногорского правителя короля Николая (ум. в 1921г.) и его супруги Милены, перенесенные сюда из русской церкви в Сан-Ремо (Италия) в 1989 г.
К Цетинскому монастырю также приписан монастырь Св. Илии на Комовима. Однажды он был разрушен, а в 1997 г. восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Еще Цетинскому монастырю принадлежит Зимовник Св. Петра Цетинского в с. Каруч на Скадарском озере. А над монастырем находится скит Св. Иоанна Предтечи.
Настоятель монастыря - игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря насчитывает более десяти монахов и послушников.
На вершине горы Орлиный Крест, за монастырем, находится мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен. А на одной из его вершин - Езерском врху (Озёрном верху) - расположен мавзолей, который построили на месте усыпальницы-церкви Св. Петра Цетинского. Прекрасную церковь в 1972 году уничтожили власти Тито и возвели современную ни чем не примечательную постройку. Само захоронение находится ниже зала, здесь стоит скульптура Петра Негоша с орлом на плече. Легенда гласит, что Негош велел похоронить себя именно на вершине этой горы, дабы любоваться оттуда всей Черногорией. Подданные предлагали похоронить Негоша на самой высокой горе Черногории, но тот отказался, объяснив это тем, что вдруг в дальнейшем найдется владыка, который сделает для Черногории больше Негоша, тогда пусть его и хоронят на самой высокой горе (на горе Дурмитор, 2522 м)...